В предыдущей статье мы с вами рассматривали процесс воспитания ребенка в сочетании одновременно и строгости и доброты. Давайте рассмотрим эту гармонию на практических примерах.
Мама договорилась со своими детками, что они смогу есть в той комнате, где есть телевизор при условии, что они будут мыть за собой посуду. Прошло время и дети стали игнорировать свои обязательства мыть за собой посуду. Мама стала решать эту проблему с помощью покрикивания и шлепков.
Такой поступок мамы показывает пример принудительного воздействия на личность. Как бы можно было решать эту ситуацию применяя процесс воспитания ребенка в гармонии строгости и доброты на практике.
Что можно было сделать в той ситуации когда дети нарушили свое обязательство не помыли посуду, а сели кушать в комнате перед телевизором. Мама молча бы забрала еду у детей и унесла ее на кухню. При этом бы сказала строгим, но спокойным голосом: » Вы не будете сейчас есть перед телевизором так ка вы нарушили свои обязательства. В следующий раз все будет зависеть от вас самих. Дети конечно могут попытаться упрашивать: » Мама, ну можно мы сегодня здесь покушаем, мы все за собой уберем.» Или могут свернуть вину на брата или сестру: » Я убрала за собой и помыла посуду, а он нет.»
Родители обычно злятся или уступают своим детям, когда те жалуются или начинают умолять. В описанной выше ситуации не стоит что-то объяснять или спорить. В таких ситуациях лучше всего сделать какой-нибудь дружелюбный жест или посмотреть на ребенка ласковым взглядом, что бы он почувствовал вашу любовь к себе, но при этом ни в коем случае ничего не говорите. Если дети будут продолжать выпрашивать ваше разрешение, то вообще выйдете из комнаты. Если вы все же воспользуетесь шлепками или окриками, результат конечно будет, дети будут мыть посуду за собой, но при этом вы не только можете разрушить ваши взаимоотношения, но и можете вызвать у ребенка чувство мести.У него сложиться стереотип, что прибирать за собой нужно тогда, когда вы повышаете на него голос и принуждаете его это сделать, он поймет, что в этом вопросе вы взяли всю ответственность на себя сами. Контроль за поступками ребенка снова переходит во внешнюю сферу.Он никогда не приучиться убирать за собой самостоятельно, пока у него нет своего собственного » внутреннего контролера.»
Давайте рассмотрим еще один пример проявления доброты и строгости одновременно.
У мамы Ларисы восьмилетняя дочь Ирина каждый день умудрялась запачкать свои вещи. Лариса использовала все методы воздействия на свою дочь, но это не дало никакого результата. Мама читала нотации, наказывала, стыдила, умоляла, заставляла стирать свои вещи, но ситуация не решалась.
Мы стали разбираться в поведении Ирины, и пришли к выводу, что девочка вела себя плохо, потому что цель ее плохого поведения была привлечение внимания к себе. Нужно было выработать такую тактику в отношениях с ней, чтобы Ирина сама осознала неэффективность своих поступков. Очень важно было, чтобы действия обоих родителей в себе несли и строгость и доброту одновременно. В следующий раз, когда Ирина приходила домой испачканной , родители просто молча обнимали ее. Главное было то, что они обнимали ее молча. Это говорило о том, что они ее все равно любят. Они давали Ирине ее грязную одежду, вручали щетку для одежды и уходили из комнаты молча. Ей ничего не оставалось как привести в порядок свою одежду. Уже через пару недель такой тактики воздействия на дочь появились результаты, девочка все реже и реже стала приходить грязной и постепенно эта ситуация решилась.
Так правильное выявление цели плохого поведения ребенка и применение доброты и строгости в гармонии дали свои положительные результаты.